Микрохроматика

Какая интересная особенность существует в музыке еще со времен Древней Греции, но известна далеко не каждому?

Микрохроматика | мастерская целительного звука | музыкальный блог Виталия ЮраМикрохроматика — особый род интервальной системы музыки. Её выделил и описал известный российский музыкант-теоретик и выдающийся музыковед Юрий Холопов. Ключевым понятием микрохроматики является микроинтервал, то есть интервал, размер которого составляет менее полутона. Так, существуют микроинтервалы четвертитон, трететон, шестинатон и т. д. Примечательно, что они являются стабильными элементами звуковой системы. Только вот необученный слух практически не способен их различить, поэтому воспринимает как фальшь или негармоничное изменение структуры лада.

Микроинтервал: неуловимая ступень звукоряда

Интересно, что микроинтервалы поддаются точному измерению и могут быть представлены в виде чисел. И если говорить о высотной определенности микрохроматики, то её элементы подобно диатоническим и хроматическим интервалам составляют полноправный предмет гармонии.

Тем не менее для микроинтервалов и по нынешний день еще не изобрели общую систему нотации. В то же время отдельные композиторы все же пытались записать на пятилинейном нотном стане мелодии, создаваемые с помощью микрохроматики. Примечательно, что микроинтервалы описывались не как самостоятельные ступени, а как микротоновые альтерации, которые по-простому можно описать как повышенный диез или пониженный бемоль.

Немного истории

Известно, что микрохроматические интервалы применялись еще в греческой античной музыке. Однако уже в музыкальных трактатах Птолемея и Никомаха в начале расцвета Римской империи их описание проводилось не для понимания, а как дань традиции, не подразумевая использование на практике. В Средневековье же интервальная система была еще больше упрощена, хотя некоторые теоретики описывали мелодические ряды по древнегреческой традиции.

На практике микрохроматика снова стала использоваться в эпоху Ренессанса, в частности, такими музыкантами, как Джон Хотби, Маркетто Падуанский и Никола Вичентино. Однако их влияние в европейской музыкальной науке было незначительным. Встречаются и другие единичные эксперименты с микроинтервалами. Одним из самых ярких примеров служит произведение Гийома Котле «Seigneur Dieu ta pitié», написанное в 1558 году и демонстрирующее поистине колоссальные возможности микрохроматики.

Огромный вклад в развитие микрохроматики сделал итальянский композитор Асканио Майоне, который по заказу ученого-натуралиста Фабио Колонны написал несколько энармонических пьес. Эти произведения, опубликованные в 1618 году в Неаполе, должны были продемонстрировать возможности клавишного инструмента «линчейская самбука», разработкой которого и занимался Колонна.

Микрохроматика в ХХ — начале XXI века

В ХХ веке микрохроматика вызывала интерес у многих музыкантов и композиторов. Среди них А. Лурье, А. Оголевец, А. Хаба, А. Фоккер и пр. А вот русскому композитору Арсению Авраамову впервые в истории удалось на практике соединить микрохроматику и электронную музыку. Новая теория называлась ультрахроматикой.

Но одним из наиболее активных микрохроматистов все же был Иван Вышнеградский. Его таланту принадлежит целый ряд произведений в жанре фортепианного дуэта, когда один инструмент звучал на четвертитон ниже другого. Активно применял теорию микрохроматики и чешский композитор А. Хаба. В 1931 году он создал всемирно известную оперу «Мать», которая является полностью четвертитонной.

В 1950-х российский инженер Е. Мурзин создал оптоэлектронный синтезатор АНС, в котором каждая октава была поделена на 72(!) равных микроинтервала. Десятилетие спустя возможности этого удивительного инструмента интенсивно изучали А. Волоконский, А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, С. Крейчи и др. Применение же ему нашел Э. Артемьев — именно он написал саундтреки «космической» музыки к всемирно известной киноленте «Солярис».

Новейшая академическая музыка использует микрохроматику весьма активно. Но лишь немногие из авторов применяют теорию микроинтервалов на практике — это М. Левинас, Т. Мюрай, Р. Мажулис, Бр. Фернейхой и пр. Интересно и то, что с развитием новых техник игры и возрождения школ старинных музыкальных инструментов микрохроматике всегда уделяется самое пристальное внимание.

Автор: Ольга Почепецкая
Редактор: Полина Полянская
Источник: music-theory.ru

линия

Мастерская целительного звука©

Реклама
Запись опубликована в рубрике Блог, журнал, музыкальное образование, разное с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s